Суверенитет страны — это не только самостоятельная внутренняя и внешняя политика, но и смелость в экономических решениях, быстром избавлении от либеральных мифов об открытости, свободе (от кого и для кого), уменьшении государственного регулирования экономики
Критикуем США, но и пример иногда у них надо брать. Учиться у врагов, чтобы их побеждать. США всё настойчивее предъявляют Европе счет за поддержание ее безопасности и уже перекладывают на неё военные и финансовые расходы на поддержку «независимой Украины». Речь идет о сотнях миллиардов долларов. Причем, расчет долга идет не за год-два, а за десятилетия.
Почему же мы оставили оборудованные военные городки, аэродромы, подъездные дороги, хранилища для бензина, солярки и другую дорогостоящую инфраструктуру в Германии, Польше, Чехии, Эстонии, Литве и Латвии, не предъявляем счет этим странам за созданное нами имущество? Долгов простили другим странам на 140 млрд долларов. А вот предъявлять иски за то, что стало вдруг принадлежать другим странам, или не хотим, или не умеем. Почему? Давно было бы пора Правительству и Верховному суду предъявить обоснованные иски к странам, которые бесплатно получили наше имущество, а теперь упражняются в русофобии и дискредитации руководства страны. И прибавить эти суммы исков к замороженным 300 млрд. долларам.
Суверенитет укрепляют только те управленцы, которые занимаются собственным производством, а не расширением импорта. Управление кадрами – суть любой политики, как на уровне государства, так и компаний. Во всех министерствах, федеральных службах и агентствах надо регулярно проводить аттестацию кадров и решительно избавляться от непрофессионалов и слабых работников. Во главе отраслевых министерств, департаментов, научных институтов должны стоять руководители с профильным базовым образованием и с опытом практической работы по данному направлению.
Почему Германия до сих пор имеет высокоразвитую промышленность и большой экспортный потенциал? Потому что во главе компаний стоят, как правило, управленцы, имеющие базовое техническое образование, а потом экономическое или юридическое. И не надо так легкомысленно относиться к «краху» немецкой промышленности. Да, спад производства есть, а у кого не бывает замедления роста? Врага лучше переоценивать, чем недооценивать.
Мир финансистов – это деньги, а не новые самолеты, морские, речные суда, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Без замещения случайных и не на месте оказавшихся кадров на опытных профессионалов дело будет идти медленно.
Чтобы укреплять суверенитет надо нашу экономику быстрее делать более «легкой», обрабатывающей, а не добывающей. Нефть и газ – очень «тяжелые», капиталоемкие отрасли. Затраты на добычу быстро растут, всё больше капитальных вложений туда идет. И зависимость от внешних покупателей, от мировой конъюнктуры, «потолков» цен здесь весьма велика.
Мы отказались от многих отраслевых министерств, дескать, много бюрократии, бросили предприятия на самовыживание, вот и получили уничтожение половины промышленности. Сегодня положение выправляется, но потребуется немало времени, чтобы возродить и развивать самолётостроение, судостроение, станкостроение и многие обрабатывающие производства уже на новой технологической основе.
Что такое было отраслевое министерство, например, приборостроения, сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, гражданской авиации и т.д.? Это пятьдесят и более предприятий, это отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, обязательно институт технико-экономической информации, который следил за всеми мировыми новинками в своей области. Было много научно-производственных объединений.
То есть министерство – это, по-современному, тот же холдинг, где есть управляющая компания и подчиненные ей предприятия. У нас сейчас есть ассоциации станкостроителей, предприятий сельхозмашиностроения и целый ряд других. Но эти ассоциации слабые, без хорошей научной базы и без серьезного финансирования.
Для повышения конкурентоспособности на мировых рынках надо создать два-три десятка сильных ассоциаций в промышленности с профильными предприятиями, необходимыми научными институтами, внешнеэкономическими объединениями. Финансировать напрямую, под конкретные проекты, дать льготные кредиты, шире применять государственно-частное партнерство. Во главе ассоциаций, прежде всего «технари», опытные руководители предприятий, а финансисты — в заместители, для обеспечения производственной программы. И постепенно расширять экспортный потенциал обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей.
Если банкиры и финансисты управляют экономикой, то производственный и научно-технологический потенциал страны постепенно деградирует, и само производство уходит из страны, уходит туда, где больше прибыли, вопросы базиса развития страны остаются на втором месте. США — яркий пример.
Международный валютный фонд — МВФ, членом которого является, и наша страна диктует «своим» странам «свободное движение капитала», т.е. неограниченный ввоз и вывоз свободно конвертируемой валюты, чтобы «мягкими» экономическими методами подчинять транснациональным монополиям экономики стран, вставших на «рыночно-прогрессивный» путь развития. Отток капитала из страны в прошлом году составил 243 млрд. долларов. Большей частью это погашение кредитов, авансовые платежи по контрактам, но вот и переводы физических лиц составили 47 млрд. долларов. Деньги за рубеж выводятся обычно безналичными переводами через банки. Суверенитет страны для целого ряда предпринимателей всё ещё отвлечённое понятие, но иногда даже оказывается, что организовать производство в Китае быстрее и дешевле, чем у нас в стране.
Следует отметить также в рамках конструктивной критики несовершенство кредитной политики Центробанка, которая мешает развиваться бизнесу из-за высоких процентных ставок. Сегодняшний 15-ти процентный налог, напротив, поощряет рост цен, поскольку дорогие кредиты надо возвращать, а за счёт чего? - за счёт более высоких цен и в производстве, и в торговле. Льготные кредиты становятся ещё более обременительными для федерального и региональных бюджетов. Многие компании: РЖД, Почта России, Аэрофлот и целый ряд других уже обращаются в правительство за субсидиями, чтобы обеспечить инвестиционные проекты, иначе свои возросшие издержки заложат в рост тарифов.
Надо действовать в своих национальных интересах, т.е. дать средства, низкопроцентные кредиты предпринимателям для развития и контролировать их целевое и эффективное использование, тогда и экономический рост пойдет, доходы населения будут повышаться. В таких условиях и будет укрепляться суверенитет страны.
М.Н. Сидоров
Фото: Moscow summer