О ходе интеграции новых субъектов России в российское законодательное пространство

Правительственный час 25.10.2023

 

А.Н. Диденко, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, фракция ЛДПР:

Уважаемый Александр Дмитриевич!

Уважаемые коллеги, Константин Анатольевич!

Ну, мы более позитивно, конечно, будем оценивать работу министерства. И уж точно наша Конституция продемонстрировала определённую стабильность: один раз за 30 лет произошла незначительная реформа, и я думаю, что она и дальше будет актуальной на годы вперёд. Новую Конституцию нам точно сегодня не нужно принимать, все необходимые изменения были приняты всего лишь три года назад.

Константин Анатольевич, мы очень высоко оцениваем вашу деятельность на посту министра и в целом министерства в фарватере правительства, и я объясню почему.

В начале своего выступления поблагодарю за "Квартал юстиции". У нас два уникальных явления, всего в двух регионах — в Кузбассе, в Кемерове, и в Казани создан своеобразный такой кластер юстиции, где и бесплатная юридическая помощь, и фонд "Защитники Отечества", и нотариусы, и адвокатура, то есть в центре города можно получить весь спектр услуг, и вузы рядом, и апелляционные суды. Единственная разница лишь в том, что в Казани центр из камня, а в Кузбассе из дерева, но это подчёркивает лишь наше уважение к деревянному зодчеству в Сибири.

По теме, уважаемые коллеги. В целом за восстановление и социально-экономическое развитие в правительстве отвечает другое министерство — Минстрой и рабочая группа под руководством Марата Шакирзяновича Хуснуллина, и деятельность эту ведёт довольно успешно и эффективно. И вообще, кто был на новых территориях, тот просто видел, что идёт глобальная стройка столетия, особенно в Мариуполе, это просто стройка века.

На Минюст возложены полномочия исключительно правовой интеграции воссоединившихся субъектов, и, наверное, именно этот термин нужно использовать. Понятно, что по федеральному конституционному закону у нас есть вновь созданные субъекты России, но совершенно точно они не новые, потому что эти регионы были с нами много-много веков, почти тысячу лет, и они вернулись в состав России, в российскую государственно-правовую систему, а на самом деле б о ў льшую часть своей истории там и были. Так что прилагательные "воссоединившиеся", "освобождённые", "вернувшиеся" больше подходят, чем "новые", они точно для нас не новые.

Довольно высока и роль парламента в интеграции законодательства, не только Министерства юстиции, об этом Павел Владимирович и Олег Викторович хорошо сказали. Здесь я наше скромное участие — и фракции, и комитета — отмечу: в библиодосье, которое депутатам роздано по сегодняшнему "правительственному часу", большая часть рекомендаций — это результаты нашей работы, и Совета законодателей, и комитета по региональной политике. Мы провели большую, широкую конференцию ещё в июне этого года, не дожидаясь создания никаких советов, по благословению нашего председателя Вячеслава Викторовича Володина. Деятельность эту продолжаем и считаем, что подобный мониторинг, конечно, должен носить системный характер, а у Минюста на это должен быть мандат не ниже чем на указном уровне, чтобы к нему сводилась вся информация по этим чрезвычайно чувствительным направлениям.

Многое было сказано, я лишь остановлюсь на том, что действительно в новых территориях, в воссоединённых субъектах необходимо говорить о полноценной системе органов госвласти. Они созданы: и судебная система заработала, и местное самоуправление, законодательные, исполнительные органы, главы, но должны полноценно все институции работать. И конечно же, ключевую роль играет нотариат, адвокатура и институт бесплатной юридической помощи, об этом было много сказано, но и в России, в устоявшихся территориях, и в воссоединённых территориях эта деятельность должна масштабироваться, нельзя жалеть на неё средств, причём средств федеральных. Необходимо дофинансировать и госпрограмму "Юстиция", и все начинания регионов на этом чрезвычайно важном направлении. Мы вчера практически полтора часа общались во фракции с министром, и хочу сказать, что у нас сегодня по закону 38 миллионов граждан имеют право на оказание бесплатной юридической помощи, но знает об этом в лучшем случае каждый десятый, поэтому немаловажным становится вопрос информированности граждан о том, что им положена бесплатная юридическая помощь. Здесь политические партии, общественные объединения, некоммерческие организации, конечно, должны быть тем навигатором, маршрутизатором, который гражданам разъяснит, что есть соответствующие госюрбюро, есть палаты, есть юридические клиники вузов, где вы можете по закону получить очень качественную, квалифицированную, абсолютно бесплатную юридическую помощь.

Про кадровый дефицит. Вот заключение Счётной палаты, письма я почитал: всё-таки нужно понимать, что мужчины в воссоединённых территориях в основном мобилизованы, воюют, не хватает кадров ни в пенитенциарной системе, ни в силовых структурах, они пока временно возмещаются кадрами с устоявшихся территорий России, но мы надеемся, что после окончания специальной военной операции люди вернутся и, будучи уже ветеранами боевых действий, займут достойное место, будут эти функции выполнять, в том числе в качестве государственных и муниципальных служащих.

Нам, уважаемые коллеги, необходимо в том числе создавать правовые основы для использования искусственного интеллекта. Я почему об этом вспомнил? Мы с коллегами вчера внесли законодательную инициативу — это, может быть, и другим политическим партиям будет интересно, — с тем чтобы в агитационных целях использовать речь и изображения, сгенерированные искусственным интеллектом (естественно, об этом должна быть соответствующая пометка в агитационном материале). Уполномочить на регулирование такой деятельности в проекте закона предлагается Министерство юстиции — в этой сфере, чрезвычайно для нас важной, — потому что у нас искусственный интеллект и алгоритм "Жириновский" функционирует, но и в других сферах рано или поздно придётся эти моменты регулировать юридически.

По применению есть оговорки. Есть специфика применения законодательства в воссоединённых субъектах, например в части состязательности сторон: законодательство уголовно-процессуальное и процессуальное требует, чтобы мы в Интернете размещали информацию, там, о времени заседания, об участниках процесса, но совершенно очевидно, что в регионе, в котором введён режим военного положения, действуют ДРГ, экстремистские террористические ячейки, этого делать нельзя. Вот в процессуальных законах нужно по этому поводу делать оговорки.

И последнее — адвокаты. Уважаемые коллеги, не многие знают, что у нас сегодня адвокаты не могут быть депутатами, региональными и муниципальными, даже не на постоянной основе. Если мы депутаты на профессиональной основе, то необходимо будет сложить свой статус адвоката, но мы в ЛДПР считаем, что для адвокатов — депутатов регионального и муниципального уровня необходимо сделать оговорку, ввести исключение, это не только улучшит...

@smilemakc © 2020